Ход урока
I. Организационный моментУчитель проверяет готовность учащихся к уроку и знакомитих с учебным пособием «История Беларуси, 1917 г. — начало XXI в.», которое будет использоваться для изучения вопросов, касающихся раз-вития нашего государства в указанный период. Обращает внимание на то, как следует работать с данным пособием, на условные обозначе-ния, содержащиеся в учебнике.
II. Целемотивационный этапНа доске записана тема занятия, и учитель, обращая внимание на то, что она уже изучалась на уроках всемирной истории, предлагает5учащимся определить главные задачи урока. (1. Определить особен-ности установления советской власти в Беларуси. 2. Узнать, какие ме-роприятия были проведены большевиками после прихода их к власти.)
III. Актуализация знаний и умений учащихсяТак как данная тема уже изучалась учащимися, учитель предлагает вспомнить некоторые вопросы.
— Назовите главный итог Февральской революции. (Свержение са-модержавия.)
— Какая политическая обстановка сложилась в России, в том числе и в Беларуси, после свержения самодержавия? Дайте определение это-му понятию. (Двоевластие — такое политическое положение, которое характеризуется существованием, с одной стороны, революционно-де-мократической власти в виде Советов рабочих и солдатских депутатов, а с другой — органов буржуазного Временного правительства.)
— Что такое национальный и аграрный вопросы? (Национальный — вопрос о реализации права народа на свободное, добровольное этниче-ское, государственное, культурное самоопределение. Аграрный — вопрос о собственности на землю и ее распределении, об обеспечении условий для успешного развития сельского хозяйства и удовлетворения требо-ваний крестьянства.)
— Были ли они разрешены Временным правительством? (Нет.)— Какой еще вопрос небыл разрешен, нобыл для Беларуси особенно актуальным?(Вопрос о мире был актуальным: в Беларуси проходили во-енные действия, размещались войска, часть Беларуси была оккупирована германскими войсками.)
IV. Изучение новой темы
План
1. Переход власти в руки Советов.
2. Формирование и деятельность органов советской власти в Бела-руси и на Западном фронте.
3. Позиция Областного исполнительного комитета Западной области и фронта по вопросу о белорусской государственности.
4. Первые преобразования в общественно-политической и социально-экономической сферах в условиях политики «военного коммунизма».
1. Учитель подводит итоги беседы с учащимися и еще раз подчерки-вает, что Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. привела к падению самодержавия вРоссии. В стране установилось двоевластие. Но весной и летом 1917 г. главные вопросы о мире и земле, о праве наций на самоопределение так и не были разрешены Временным правительством. В стране нарастали политический и экономическийкризисы. Главным противником Временного правительства стала пар-тия РСДРП(б). Учитель предлагает учащимся расшифровать аббревиатуру партии и назвать ее лидера. (Российская социал-демократическая рабочая пар-тия (большевиков). Возглавлял В. И. Ленин.) На доске представлены заранее подготовленные вопросы по деятель-ности РСДРП(б). Опираясь на знания учащихся, учитель предлагает оха-рактеризовать подходы РСДРП(б) к решению главных вопросов. Если учащиеся недостаточно владеют этими знаниями, учитель предлагает познакомиться с содержанием 2-го абзаца § 1 на с. 6 учебного пособия.
1. Главная цель деятельности. (Свержение самодержавия.)
2. Пути достижения цели. (Вооруженное восстание.)
3. Решение национального вопроса. (Предоставление права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства.)
4. Решение аграрного вопроса. (Ликвидация помещичьего землевладе-ния, передача всей земли в собственность народа.)5. Решение вопроса о мире. (Выход из войны.)Опираясь на знания учащихся, учитель проводит беседу с помощью вопросов:— Добилась ли РСДРП(б) своих целей? Когда? Где и как были раз-решены перечисленные выше вопросы? На доске сделана запись: «25 октября 1917 г. — Октябрьская револю-ция в России». (7 ноября по новому стилю, см. приложение 1.)— В результате октябрьских событий 25 октября 1917 г. большевики Минска получили сообщение о победе вооруженного восстания в Пе-трограде. Далее учителем предлагается работа по определению особенностей установления советской власти в Беларуси. После обсуждения данного вопроса, учащиеся записывают особенности в тетради. На доске пред-ставлена схема. Учитывая уровень подготовленности учащихся, учитель может предложить им самостоятельно объяснить ее, пользуясь матери-алом учебного пособия на с. 7 (4-й и 5-й абзацы), илиобъясняет сам. После этого учащиеся называют одну из особенностей установления советской власти на белорусских землях. (Помощь солдат Западно-го фронта.)Учитель предлагает дать название представленной схеме. («Особенности установления советской власти в Беларуси».) Таким образом, одна из особенностей будет определена.
7Минский Совет рабочих и солдатских депутатовКомитет спасения революции (эсеры, меньшевики, бундовцы)Т. КолотухинВ продолжение разговора учитель предлагает учащимся, используя карту на с. 8 учебного пособия, определить другие особенности (можно использовать и настенную карту). (Устанавливалась на неоккупиро-ванной территории. Положение осложнялось нахождением в Могилеве Ставки Верховного главнокомандующего российской армией.)— Таким образом, с октября по ноябрь 1917 г. на неоккупированной территории постепенно установилась советская власть и под руковод-ством советских и партийных организаций здесь осуществлялись пер-вые революционные преобразования.Учащимся предлагается выполнить в рабочих тетрадях задания No 2,3а (с. 4).ФизкультминуткаУчащиеся представляют квадрат. Переводят взгляд из правого верх-него угла в левый нижний, потом в левый верхний, в правый нижний. Выполняют еще раз, но наоборот: из левого верхнегоугла вправыйнижний, потом в правый верхний, в левый нижний.2—4. Для изучения этих пунктов класс можно разделить на три груп-пы (каждый ряд — группа).1-я группа: самостоятельно изучить п. 2 на с. 9—10 учебного посо-бия и определить, какие органы высшей государственной власти были созданы на территории Беларуси после установления советской власти.
Результаты работы нужно представить в виде схемы.
2-ягруппа: изучить позицию Облискомзапа по вопросу обелорус-ской государственности (с. 10, абзац в рамке) и сформулировать соб-ственное отношение к приведенной точке зрения с учетом исторических условий ее появления.3-я группа: самостоятельно изучить 1-й и 2-й абзацы п.3 на с. 10 учеб-ного пособия и затем назвать первые мероприятия советской власти на территории Беларуси.По окончании работы результаты представляет 1-я группа. На доске изображается схема высших органов государственной власти. (Так как в учебном пособии представлена только одна ветвь власти — законода-тельная, то учителю целесообразно дополнить ее второй ветвью — ис-полнительной властью.) Схема должна получиться следующая:© ОДО «Аверсэв»
8Облискомзап (законодательная власть)Н. Рогозинский — до декабря 1917 г.А. Мясников — с января 1918 г.Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта(СНК)(исполнительная власть)К. ЛандерВысшие органы государственной власти на территории Беларуси2-я и 3-я группы работают устно.
При ответе 3-й группы учитель еще раз обращает внимание учащихся на термин «национализация», Декреты о мире и земле, Декларацию прав народов России. По завершении работы учащиеся делают вывод, отвечая на вопрос, разрешены ли были главные вопросы о мире и земле,о самоопределении наций после прихода к власти большевиков.Учитель задает вопросы:— В каких условиях происходили первые преобразования в соци-ально-экономической жизни? (Опираясь на знания, полученные из все-мирной истории, учащиеся отвечают, что первые преобразования про-исходили в условиях политики «военного коммунизма».)— Назовите главный элемент политики «военного коммунизма» и дай те ему определение.(Продразверстка — система заготовок продо-вольствия, при которой крестьяне обязаны были сдавать государству все излишки продукции, в первую очередь зерна.)
V. Проверка понимания изученногоУчитель раздает на парты листы (готовит их заранее или записываетинформацию на доске) с перечнем характерных черт различных эконо-мических систем. Каждой паре, сидящей за одной партой, предлагается выбрать только те черты, которые относятся кполитике «военного ком-мунизма» (если учащиеся менее подготовленные, то им можно предло-жить ознакомиться с 1-м и2-м абзацами на с. 11 учебного пособия, а после этого выполнить задание). Правильные ответы выделены курсивом.А) Введение продналогаЖ) Запрет частной торговлиБ) Трудовая повинностьЗ) Возможность использования на-емного трудаВ) Уравнительный принцип оплаты трудаИ)Освобождение населения от оплаты коммунальных услугГ) Рыночные отношенияК) Монополия государства на внешнюю торговлюД) Примитивная техникаЛ) Введение карточной системыЕ) Развитие кооперацииМ) Продразверстка© ОДО «Аверсэв»
9VI. Закрепление, обобщение и систематизация изученногоУчитель предлагает выполнить в рабочих тетрадях задания No 1, 3б (с. 5).
VII. Контроль знаний и уменийУчащиеся выполняют тестовые задания (приложение 2). Потом обме-ниваются листами и проверяют друг у друга ответы, заранее записанные учителем на доске.Учитель оценивает работу нескольких учащихся по выбору и вы-ставляет отметки.
VIII. Информация о домашнем задании§ 1; вопрос No 3 (с. 12) устно.IX.
Подведение итогов
— Таким образом, Октябрьская революция 1917 г. положила начало новому — советскому — этапу переустройства белорусского общества. Ранее это историческое событие называлось «Великая Октябрьская со-циалистическая революция». Великая — потому что положила начало переходу от капитализма к социализму во всем мире (так же, как Вели-кая французская буржуазная революция засвидетельствовала переход от феодализма к капитализму в мировом масштабе). Социалистиче-ская — так как ее цели изадачи носили социалистический характер (построение социалистического общества). Но теперь слова «Великая» и «социалистическая» из названия революции исключены и это исто-рическое событие называется «Октябрьская революция 1917 г.».
X. РефлексияУчащимся предлагается продолжить предложения:— Сегодня на уроке мне было...— Я узнал, что...— Мне захотелось дополнительно прочитать о...