Цели:
образовательная – раскрыть сущность и значение реформы;
развивающая – формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах;
Задачи:
- подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о причинах и последствиях отмены крепостного права;
- формирование у учащихся умения работать с текстами документов, развивать активность и самостоятельность при работе с информационными источниками в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторически факты, , вести спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссные решения;
- формирование нравственного отношения к реалиям изучаемого периода.
Основное содержание реформы помимо Манифеста об отменекрепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.
из предложенного списка выберите гражданские права, которые получили крестьяне. и составьте гексы
Свобода
Права и обязанности крестьян:
1. Крестьянин сам решает свою судьбу.Первая группа будет знакомиться с речью
Александра II, произнесённой им 30 марта 1856 года перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856г. перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, и несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
1.Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
2. Почему Александра II считает необходимой отмену крепостного права?
3. Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?
с речью Кошелева А.И.
Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколько возможно чаще и дольше, а работает сколько возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».
с отчетом III отделения канцелярии Его Величества.
Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из
крестьян же».
1. Объясните отношение крестьян к барщине.
2. Как сказывалось на развитии страны низкая производительность крепостного труда и отсутствие личной свободы у крестьян?
1. Как вы понимаете слова отчета III отделения?
2. Как, по вашему мнению, можно ли сравнить крепостное право с рабством?
Выводы. Назовите и запишите причины отмены крепостного права
Группа 4 Рассмотрите карикатуру XIX в.на отмену крепостного права и ответьте на вопросы:-
Кто изображен на ней? - Какая общая идея карикатуры? - Как вы думаете, какова точка зрения автора карикатуры на данное явление? Подберите афоризм к данной карикатуре или придумайте ей название.Выкуп.
Задание ученикам: вычислить размер выкупа, если оброк был равен 15 рублям. Сколько крестьянин должен заплатить помещику и сколько государству.